АВТОНОМНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Способы, методы и средства определения местонахождения самолета

В полете экипаж должен постоянно знать свое местонахожде­ние. Существуют следующие способы определения местонахожде­ния самолета:

способ визуальной ориентировки по земным ориентирам (с применением оптических, радиолокационных приборов или непосредственное наблюдение);

полуавтоматический способ (расчет местонахождения самолета (вертолета) по измеренным навигационным параметрам с приме­нением карты);

автоматический способ непрерывного получения координат ме­стонахождения самолета с помощью автоматических навигацион­ных устройств (навигационных координаторов).

В автоматических навигационных системах используют в ос­новном два метода определения местонахождения самолета (вер­толета): определение по двум линиям положения и метод счисле­ния пути.

Сущность первого метода состоит в том, что по какому-либо измеренному параметру (расстояние до радиостанции или ее об­ратный пеленг, высота или азимут светила и т. п.) на поверхности Земли находят линию, в любой точке которой этот параметр ра­вен измеренному.

Такая линия (линия равных расстояний до радиостанции, линия равных высот светила и т. п.) называется линией положения са­молета. На ней самолет находится в момент измерения. Измерив второй параметр, можно найти вторую линию положения. Отсюда вытекает, что местонахождение самолета в данный момент будет в точке пересечения этих линий положения. Примером применения данного метода является определение местонахождения самолета по двум обратным радиопеленгам.

Метод счисления пути заключается в непрерывном вычислении пройденного пути в направлении принятых осей координат. Напри­мер, если мы знаем пройденный путь Sx за время полета в направ­лении оси X, то текущая координата будет равна

* = АГ0 + 5Х, (2.37)

где Х0 — начальная координата местонахождения самолета (рис. 214).

При изменении скорости полета самолета пройденный путь можно определить непрерывным суммированием произведений составляющих путевой скорости V*. на отрезки времени поле­та At, т. е.

* = *0 + vVxA/,. (2.38)

1=0

При измерении ускорения ах предварительно вы­числяется скорость Vx, а затем путь X.

В зависимости от технических средств, применяе­мых для измерения входных параметров, навигацион­ных ные системы разделяются на:

XJ радиотехнические системы навигации (РСН), ко­

торые используют радиотехнические средства для из — J мереиия входных параметров (расстоянии до радио­

станций, разностей расстояний до двух радиостан- Мо ций);

_jJ астрономические системы навигации (АСН), ис­

пользующие оптическою пеленгацию небесных све — 0Рис ^|4, тил для измерения входных параметров (высот све — тектей^коор — тил- азимутов светил и т. д.); дпнаты .Y аэродинамические системы счисления пути, в ко­торых применяются аэродинамические измерители скорости (скорость в них является основным параметром для счисления пути);

инерциальные системы (ИСН), имеющие для счисления пути инерциальные измерители ускорений (акселерометры).

Кроме того, могут быть смешанные системы, использующие различные средства (например, системы счисления пути по скоро­сти полета, в которых скорость может измеряться либо аэродина­мическими, либо радиотехническим способами).